Перевести страницу

Статьи

Подписаться на RSS

Хочу создать русского  супергероя

Впервые увидев западный комикс, он понял: «Этот жанр для меня». Чем бы с тех пор не занимался художник Игорь Кожевников, его не покидало желание создавать новых героев и рисованные истории о них. В преддверии выхода второй части комикса «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» мы поговорили с Игорем о его любви к графическим романам, о том, почему продолжение старой сказки выходит только через 20 лет, и какие творческие планы строит художник на завтра.


Петербургский художник Игорь Кожевников с портретом защитника «Зенита» Александра Анюкова. Заключительная работа из  цикла IMPERIUM.


Когда вы впервые увидели комикс? Каким он был?
Дело в том, что в Советском Союзе комиксы были, просто они так не назывались. Их публиковали в детских журналах, например, в «Веселых картинках», в «Мурзилке». Конечно, такого жанрового разнообразия, как на западе, в СССР не было. Но некоторые настоящие комиксы до нас доходили. В шестом классе я впервые столкнулся с такими и влюбился! Знакомый принес мне югославский журнал с переведенным американским комиксом «Флэш Гордон». Честно говоря, я испытал потрясение, меня даже в прямом смысле немножко трясло от восхищения, от возбуждения. Форма комикса показалась мне очень близкой, завораживающей!

Наверное, сразу захотелось самому поработать в этом жанре?
Первые комиксы я делал еще в пятом классе, но это были подражания рисованным историям из советских детских журналов. Теперь, вы совершенно правы, захотелось создать именно западный комикс. Первым был нарисован «Солдат Удачи». Со школьными друзьями-единомышленниками мы даже пробовали издавать журнал комиксов, он назывался «Our Comics». Пилотный номер отпечатали у мамы моего друга на работе, где стояла какая-то допотопная множительная техника. Качество было жуткое – черно-белое, неконтрастное, нечеткое изображение. Тем не менее, так появился наш первый журнал, было это, по-моему, классе в седьмом-восьмом.


Первый комикс «Солдат Удачи» (1981 год) юный художник нарисовал в 14 лет, будучи учеником восьмого класса.


Комикс «Рогатка» о приключениях советских разведчиков в Китае вышел в журнале «Our Comics».


Любовь к рисованию побудила вас получить высшее художественное образование?
Да. Желание создавать комиксы меня никогда не покидало. Вернувшись из армии, я стал отправлять свои рисованные истории в детские журналы. Но мне пришли вежливые отказы – не формат, недостаточно профессионально. Выпускать в советское время свое печатное издание было нереально, все утверждалось на уровне ЦК КПСС и Совета Министров. И только в конце 1980-х в ходе так называемой «перестройки» стали возникать издательские кооперативы. Открылся такой и в Свердловске, он начал выпуск журнала «Приключения и фантастика» («ПиФ»). Там я публиковал свои комиксы. Это было очень актуально, платили хорошие деньги, но я чувствовал, что мне недостает профессионализма. Неоконченная художественная школа – слишком низкий уровень, я понял: нужно учиться дальше. Я поступил в Свердловское художественное училище им. Шадра – одно из сильнейших в стране. Цель у меня была конкретная – получить профессиональную базу по рисунку, живописи, композиции, анатомии и стать одним из лучших в мире художников комиксов. Я учился, на год уходил в академический отпуск (занимался бизнесом), в ходе обучения поменялись цели и ориентиры – после «Шадра» я поступил в Академию в Санкт-Петербурге. Там в институте живописи, ваяния и зодчества – одном из сильнейших вузов в мире – я получил высшее образование.


В екатеринбургском журнале «Приключения и фантастика» («ПиФ») Игорь Кожевников публиковал свои комиксы, иллюстрации и обложки. В докомпьютерную эпоху оригинал-макеты выклеивались руками.


Разворот комикса, который молодой художник предложил журналу «Мурзилка», но получил вежливый отказ.


Начавшиеся в стране перемены дали возможность заниматься бизнесом, вашим первым проектом стало издательство «Велес». Расскажите его историю.
Нельзя сказать, что это был мой личный, самостоятельный проект. Мы делали его с друзьями, но я действительно выступил главным инициатором. Мне не хватало собственной площадки для реализации творческих планов. Я понимал, что могу получить эту площадку, если у меня будет свой журнал, свое издательство. Но я художник, а не организатор – не смогу все сделать сам, поэтому я стал искать соратника, который взял бы на себя экономическую, менеджерскую часть проекта. Им стал мой замечательный друг Игорь Ермаков. Тогда он только вернулся из Афгана, и я пытался его вдохновить, заинтересовать своей идеей, у меня это получилось. Игорь, пользуясь комсомольскими и афганскими связями, сумел выбить кредит для первого издания. Оно оказалось коммерчески успешным, за ним последовали другие удачные проекты, что в конечном итоге привело к созданию издательства и журнала «Велес». Все это вряд ли бы удалось реализовать без участия моего старинного друга Радика Садыкова, который был моим главным единомышленником и коллегой, в общении с которым я черпал вдохновение.


Первый коммерческий проект Игоря Ермакова и Игоря Кожевникова – сборник «Поединок». Он был отпечатан на множительной технике тиражом 500 экземпляров.


Первый выпуск сборника «Велес», отпечатанный в 1992 году в типографии.


Комиксы, которые выходили в издательстве «Велес-ВА», имели патриотическую тематику. С чем это связано?
Все мы были советские ребята, а советскому сознанию свойственно чувство патриотизма. Несмотря на то, что я был тогда отъявленным либералом, это не привело к космополитизму. Мы люди своей страны, нам органична патриотическая тематика.


Обложки журнала комиксов «Велес». Последний восьмой номер был подготовлен, но не издан из-за кризиса.


Некоторые эпизоды комикса «Красная Кровь» разыгрывались вживую. Игорь Кожевников, Игорь Ермаков и Радик Садыков в веселом творческом процессе.


Вы издавали журнал и занимались параллельными проектами. Одним из них стал комикс «Иван – крестьянский сын». Как родилась его идея?
На меня оказала влияние советская и русская школа графики. В то время, когда я поступил в училище, как раз заново было открыто творчество Ивана Билибина – замечательного художника-графика. Также меня вдохновили сами русские сказки. И, наконец, подтолкнула к действию культурная ситуация начала 1990-х. Раньше мы не имели доступа к западной массовой культуре, но вот железный занавес открылся, и хлынул поток! Хотелось создать комикс на родную тему, но подать его по-другому, не традиционно, а в современном стиле, в жанре экшна, триллера. «Иван – крестьянский сын» родился из противоречий – с одной стороны, ориентация на русскую школу, на Билибина, с другой стороны, на западные комиксы.


Первая реклама комикса об Иване была опубликована в журнале «Велес» №1.


«Иван – крестьянский сын» - это попытка рассказать русскую сказку языком западного комикса.


Какие западные авторы вас вдохновляли?
Хороший вопрос! Я никогда не ориентировался на конкретных художников, кроме Фрэнка Миллера во время создания комикса «Бэтмен в России». Я стараюсь брать лучшее отовсюду – у европейской и у американской школы в целом.

Были ли у героев «Ивана…» прототипы? Купец уж очень напоминает Петра I.
Да, вы знаете, когда я его рисовал, у меня тоже возникло ощущение, что он похож на Петра I. С чем это связано, я не могу сказать.


А Иван с кого был нарисован?
Скорее всего, его образ – это компиляция, конкретного прототипа не было.


Композиционный поиск и выбор графического языка.


С чем связана перемена «стиля» Ивана? В первой части он у вас кудрявый, а во второй с прямыми волосами…
Вторая часть была подготовлена спустя некоторое время, она иная по стилю. Вы тоже творческий человек, понимаете: когда делаешь что-то в одно время и возвращаешься к этой теме после, уже по-другому на нее смотришь. Конечно, было некорректно менять облик Ивана, нужно было воплощать образ более последовательно. Но во время создания комикса я только воспитывался как художник-профессионал, поэтому не обращал внимания на некоторые нюансы – делал, как хотелось. Время прошло, изменилось восприятие Ивана, и я запечатлел его новым.


Листы комикса «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» до покраски.


Сколько времени прошло между тем, как была нарисована первая и вторая части?
Минимум год.

Тогда почему первая вышла в 1990-е, а вторая только 20 лет спустя?
Это связано с тем, что издательство «Велес» прекратило свое существование в силу разных причин. Сейчас Радик Садыков организовал издательство «Тиен» и взялся за большое, очень трудоемкое дело – выпустить старые комиксы, в том числе обе части «Ивана – крестьянского сына».

Вы помните, как отреагировала аудитория на выход первой части истории?
У нас была обратная связь – редакция получала письма с положительными отзывами. Но реакция аудитории мерилась, скорее, реализацией тиража. Он был, кажется, около 50 тысяч экземпляров (сегодня это невероятные цифры) и разошелся по тем временам очень быстро. Это был успешный проект. Все наши комиксные проекты были чрезвычайно успешны.

Как вы отнеслись к идее возвратить Ивана через 20 лет?
Конечно, как автору, мне это приятно. И опыт издания книжки «Велес» показал, что остались еще фанаты, которые помнят и ждут мои работы. Но рынок изменился, появилось много хороших переводных комиксов, аудитория избалована качественным продуктом. Я боюсь, что «Иван – крестьянский сын» может показаться архаичным для сегодняшней аудитории.

В таком случае, на какую аудиторию рассчитан выход второй части комикса?
Вопрос – не в бровь, а в глаз. Но он скорее должен быть адресован издателю Радику Садыкову. Его стратегия заключается в том, чтобы переиздать в новом формате – формате европейского комикса (БД) – то, что было сделано в 1990-е годы, и что будет востребовано сейчас. Конечно, прежде всего, проект ориентирован на читателей из 1990-х, которым наши комиксы нравились в то время. Сегодня у этих людей будет возможность приобрести старые истории в новом качественном формате, эстетически
гораздо более привлекательном. Остальная (меньшая) часть аудитории – это любопытная молодежь.

Мне кажется, поскольку сейчас 1990-е в моде, архаичность, о которой вы говорите, может наоборот подкупить новое поколение.
Как ретро? Вполне возможно.

К тому же интерес к русским сказкам тоже растет. Кстати, вы встречали сегодня подобные комиксы – русскую историю в западном оформлении?
Не встречал. Единственное исключение – недавнее переиздание книжки комиксов Аринушкина «Жар-птица», которую он делал в 1990-е для франко-бельгийского рынка. В России сегодня засилье западных комиксов, как правило, американских. Они популярны, т.к. их персонажи – это известные супергерои, которые стали трендами.

Как вы думаете, у российской индустрии есть потенциал создать собственного супергероя?
Конечно, есть! Это объективная потребность в русском национальном герое, который по своему архетипу соединил бы нас с нашей древностью. Герой этот вполне может быть реализован в формате массовой культуры, в тех же комиксах, например.

Иван мог бы стать нашим супергероем?
Сложно сказать. Мне кажется, Велес гораздо ближе к образу отечественного героя, чем Иван – крестьянский сын.


Велес – попытка нащупать образ русского супергероя.


Какие комиксы вы любили в 1980-90-е, какие вам нравятся сейчас?
Нравились все хорошие комиксы, которые попадались. В 1990-е меня впечатлил «Бэтмен» Фрэнка Миллера. Нравился французский журнал «Пиф», в котором работали замечательные художники. И еще, конечно, польский художник Розински с его серией про «Торгала».
Сегодня нравится серия графических романов «Город грехов» тоже Миллера. Среди российских авторов могу выделить Аскольда Акиньшина и Константина Комардина – они очень хорошо чувствуют жанр комикса. Художник, работающий в этом направлении, должен иметь кинематографическое мышление, т.к. комикс развивается по законам кинофильма. Акиньшин и Комардин обладают таким мышлением. К слову, наши великие режиссеры Сергей Эйзенштейн, Адрон Кончаловский прекрасно рисовали – делали раскадровку сами. Также могу отметить автора Андрея Аринушкина, он изумительный график, хотя, как художник комиксов, у меня под вопросом.

Чем вы занимались последние 20 лет? Рисовали комиксы хотя бы в стол?
Серьезно комиксами я больше не занимался. Тяга оставалась, но не было возможности. Много лет я живу в Петербурге, здесь реализую себя как художник-живописец. В основном работаю в жанре портрета. Например, у меня был интересный проект «Империум» – я писал футболистов «Зенита» в героических образах. Меня привлекают разные стили: от реализма и мистического реализма до фэнтези и авангарда. Я ищу себя, поэтому мои работы очень разноплановые.


Портрет нападающего питерского «Зенита» Павла Погребняка, картина из цикла IMPERIUM.


Есть ли у вас сегодня творческие планы, связанные с комиксами?
Во-первых, хотелось бы подготовить следующую часть «Велеса». Освоить современные тенденции, новые технологии и сделать продолжение комикса на качественно новом уровне. Во-вторых, я мечтаю создать героя, который бы занял пустующее место в отечественной массовой культуре. Надеюсь, мне удастся понять, каким должен быть современный русский популярный супергерой.


Интервью записала Ксения Каргаполова

Издательство «Тиен» на КомМиссии — 2015

Дорогие друзья, весной на фестивале «КомМиссия-2015» вы познакомитесь с новым российским издательством комиксов «Тиен». Которое представляет свой амбициозный проект — альбом комиксов «Велес. Дурман-цветок». Издательство хоть и молодое, но имеет уже свою длинную предысторию. На фестивале нас ждёт большая выставка оригиналов и встреча с художниками, авторами проекта — Радиком Садыковым и Игорем Кожевниковым, которые стояли у истоков легендарного журнала комиксов «Велес»!



Издательство «Тиен» было организовано в Екатеринбурге в 2014 г., но его история началась значительно раньше, в начале 1990-х гг. в журнале комиксов «Велес», который выходил на Урале и был известен по всей стране. Первый проект нового издательства, это альбом комиксов «Велес. Дурман-цветок». Все выходившие в журнальном варианте эпизоды приключений Велеса составили первый альбом новой серии. Автор и художник комикса Игорь Кожевников взялся продолжать радовать нас новыми альбомами этой невероятной истории.



Большая мечта

В свое время, больше двадцати лет назад, несколько одноклассников организовали журнал комиксов «Велес», они ещё тогда понимали, что у нас в России огромное «непаханное поле» для комиксов. Сюжетов — галактика… в стране, в которой более 100 народов и народностей со своими культурой, легендами и сказаниями, неповторимой историей, есть, где развернуться художнику. Взять, к примеру, славянские мифы и предания — Перун, Велес, Мокошь, Сварог, Ярило… — огромный пласт сюжетов, по всем можно сделать шикарные визуально и познавательно интересные комиксы, а по истории страны сколько еще не рассказанных историй. Когда представляешь, про что хочется нарисовать комиксы, то понимаешь, что и нескольких десятков жизней не хватит! В журнале «Велес» в начале и середине 90-х начали рисовать всего несколько авторов: Игорь Кожевников вёл темы Афганистана («Красная кровь») и «Велес»; Костя Комардин — «Плазмоид», «Ратоборцы» и «Агент Z»; Радик Садыков рисовал «Спасти землю» и «Видар», к сожалению, журнал перестал выходить из-за некоторых проблем… но цели прежние остались.



Двадцать лет спустя…

Издательство «Тиен» планирует, параллельно запуску новых альбомов, переиздать и старые интересные вещи, но уже в новом формате. После альбома «Велес. Дурман-цветок» в очереди сборник комиксов Игоря Кожевникова «Гниющий водоем», отдельный графический роман «Через кровь и страдания», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Игорь Кожевников взялся рисовать продолжение про «Велеса». В планах альбом комиксов «Зилант» и много новых проектов!



На «КомМиссии»

На фестиваль «КомМиссия», издательство «Тиен» привезет комиксы авторов Велеса, главного художника журнала Игоря Кожевникова и Радика Садыкова. У всех посетителей будет уникальная возможность познакомиться с оригиналами работ, прикоснуться к той легендарной истории. Удивиться многообразию. Убедиться что потенциал есть.

С нашими гостями из издательства можно будет пообщаться не только на их творческой встрече, но и посмотреть вживую, как они работают, и получить рисунок на память во время их автограф-сессий на Аллее авторов.


Комикс «Велес»

Наши гости привезут все выходившие ранее комиксы про Велеса. Это как первый, самостоятельный комикс с которого началась история издательства «Велес», так и оригиналы Велеса выходившие в одноименном журнале, а также и не вышедший эпизод из журнала Велес №8.


Лист неизданного эпизода из журнала «Велес» №8, до покраски.


Кроме того, на выставке будут представлены оригиналы страниц и других проектов, выходивших в журнале «Велес».


Человек паук

Мистический полицейский детектив, начала прошлого века. Кровь в жилах стынет и мурашки по коже!



Бэтмен в России

Двадцать лет назад, в России ситуация с авторскими правами была иная, тогда можно было делать произведение по мотивам или продолжение известного мирового бестселлера, и это не было пиратством. Сейчас законодательство в России изменилось. Поэтому, когда говорят что такое произведение пиратское, то относительно той ситуации это не верно. В начале 90-х оно не было пиратским, а было вполне легальным продолжением комикса DC Gotham by Gaslight, поэтому авторы старались сохранить стилистику рисунка оригинала. В любом случае это часть истории, которую интересно знать. Бэтмен в Советской России побывал, это факт!



Оружие древних воинов

Невероятная, но старая как мир история из области карате, ушу и других единоборств.



Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

Что может быть круче, чем сказка рассказанная по-мужски, брутально! Это уже не сюси-пуси, здесь держись! На выставке вы увидите так и не вышедшую до сих пор вторую часть сказки.



Нинзя черепашки и Русский Мишка

Ну, а эта история — шедевр из мира русского комикса и мира Черепашек Ниндзя, а также книжка-раскраска. Такой сплав не прошел незамеченным! Сейчас это большая редкость, ведь дети тогда активно всё подобное разукрашивали. Комикс вызывает живейший интерес и споры до сих пор. Уникальная вещь.



Бельчата летяги и Русский Мишка

Продолжение приключений Русского Мишки, здесь ему на помощь приходят бельчата-летяги из Северной Америки — Гволи и Воли…



Видар

Кто из нас не обожает шлемы, кольчуги, мечи! «Видар» — это русское героическое фэнтези.



Спасти Землю

Все мы были в свое время под впечатлением «Звездных войн», и это не могло не наложить своего отпечатка на работы молодых рисовальщиков.



А также..

На фестивальной выставке будут представлены отдельные оригиналы страниц и обложек журнала «Велес», которые рисовались на больших листах гуашью, а название журнала вычерчивалось, вырезалось и клеилось. Что сказать, прошлый век! Многое отличает то время от сегодняшнего, все работы делались вручную — тушь, акварель, гуашь, перо и кисть, лезвия, клей. В редакции не стояло ни одного компьютера. Но разве это остановит фантазию?


Карандаш, акварель, тушь


Гуашь, тушь.


Наши гости представят вам ту базу, на которую опирается их уверенность в следующих победах. Авторы и художники журнала Велес за это время выросли во многих отношениях. У них большие планы!


Кстати, каждый желающий уже сейчас может поддержать издательство и получить их новую книгу. Издательство запустило проект на Boomstarter и удачно его завершило, посмотреть проект можно по ссылке:
https://boomstarter.ru/projects/294351/vypustim_komiks_veles_durman-tsvetok


Опубликовано на сайте фестиваля КомМиссия в рубрике 2015. Выставки, Гости фестиваля